?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все сильнее и чаще в наши дни слышна новая, успокаивающая разнообразные формы общественного сознания мысль, что не столь важно Крещение для человека ни в жизни, ни в его эсхатологической перспективе в вечности.
В самом деле, - говорят не только протестанты, но и иные  ортодоксы (см. http://blagolyub.livejournal.com/4788.html ), - тот кто не был Крещен при жизни, будет крещен по смерти особым спасительным  "конечным и огненным крещением".



В подтверждение мнения о возможности «посмертного спасения через ад ... посредством крещения в огне» некоторые православные  апологеты "крещения огнем" приводят слова свт. Григория Богослова:

«Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительных, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха»

(Слово 39. На святые светы явлений Господних).

Интересно, но именно эти слова свт. Григория приводились не как аргументы спасительности подобного "крещения", а как  аргументы эсхатологии непреходящей вечности адского огня,  святителем Марком Эфесским, против католического учения о временном «очистительном огне»:

«Поэтому, если временные мучения после смерти, — будь то огонь, как вы говорите, или иное нечто, как мы говорим, — сразу же сменятся после оного Суда на вечные муки, то когда же будет иметь место тот очистительный огонь и когда он очистит проходящих чрез него?

Вот, и Григорий Богослов говорит согласно тому, что говорил Иоанн Златоуст, именно: что тот огонь (о котором говорит Апостол) будет не временным и преходящим, но более мучительным и более длительным, ибо, говоря о новатианах, он так пишет в слове "На Светы":

"Быть может, там они будут крещены огнем конечного крещения, более мучительным и длительным, который пожирает материал как солому и уничтожает легкую материю всякого зла" . Видите ли, как поверхностно касаются смысла ваши Учители, и как они не вникают в смысл его, как вникают, например, златоязычный Иоанн и тот (Григорий) Богослов и прочие всемирные светила Церкви...

5. Затем, тот же великий во святых Григорий Богослов, творя умозрительное и таинственное слово о Пасхе, придя к тому месту, где говорит: "Ничего же не вынесем, ничего не оставим на утро", отчетливо и открыто являет, что за этой ночью нет никакого очищения, "ночью" называя настоящую жизнь каждого, и не допуская никакого очищения после нее.

6.Затем, он же в слове "На побиение града", рассуждая так: "Не стану говорить, каковы мучения там для тех, кому здесь Он дает пощаду, но скажу только то, что лучше быть наказуему и очищаему ныне, нежели там быть преданным мучению, когда время наказанию, а не очищению" , — явно утверждает, что после отшествия отсюда нет никакого очищения, но — только вечное мучение».  (Свт. Марк Эфесский. Опровержение латинских глав. Слово первое).

Совершенно четко, не допуская  мысль спасительности подобного "крещения огнем" для уклоняющихся от Света Истины, говорят святые Отцы и Учители Вселенской Церкви. Святитель Иоанн Златоуст, в своем экзегетическом слове  поясняет смысл этого "крещения":

«Иоанн, в доказательство того, как легко приносить плоды, присоединяет: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин” разрешить ремень сапог: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”  … Теперь все перемешано между собою, и хотя пшеница блистает, но лежит вместе с плевелами, как на гумне, а не как в житнице. Тогда же будет большое различие. Где же те, которые не верят геенне? Иоанн два действия приписывает Христу: крестить Духом Святым и предать неверующих огню. Итак, если должно верить первому, то и последнему также необходимо. Потому-то он и поставил два предсказания вместе, чтобы одно, уже исполнившееся, уверяло и в другом, еще не исполнившемся. Точно также и Сам Христос весьма часто делает, иногда в одних и тех же вещах, а иногда в противных заключая два пророчества; и одно из них исполняет здесь, а другое обещает исполнить в будущей жизни, чтобы исполнившееся пророчество самых упорнейших удостоверяло и в том, которое еще не исполнилось. Так, например, тем, кто для Него все оставил, Он сторицею обещает воздать в настоящем веке и даровать жизнь вечную в будущем, и через настоящее воздаяние уверяет и в несомненном получении будущего. Точно также в настоящем случае поступил и Иоанн, сделав два предсказания, т. е., что Христос будет крестить Духом Святым, и что сожжет огнем неугасаемым

Между теми, которые еще не приняли крещения, он не делает никакого различия и просто говорит: “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают” (Лк. 3:9), указывая этим на казнь, ожидающую всех неверных; а по крещении делает некоторое разделение, так как многие из веровавших имели вести жизнь недостойную веры. Итак, никто не должен быть плевелами, никто не должен быть легким в веянии, или до того предаваться худым склонностям, чтобы они всюду легко увлекали его. Если ты пребудешь пшеницею, то хотя бы и постигло тебя искушение, не потерпишь никакого зла, так как и на гумне зубчатые колеса телеги не раздробляют пшеницы. Если же ты смешаешься с слабой соломой, то и здесь будешь претерпевать несносные бедствия, угнетаемый всеми, и там постигнет тебя вечное наказание Для того еще и нет суда, чтобы мы все вообще получили венцы, чтобы многие от лукавства обратились к добродетели. Итак, убоимся, слушая эту притчу, так как огонь этот неугасаем...



Если ты здесь поверишь этим словам, то когда отойдешь в жизнь загробную, не увидишь огненной пещи; если же здесь не будешь верить, то там хорошо узнаешь ее на опыте, но тогда уже невозможно будет избежать ее. Мучение, определенное проведшим жизнь неправедно, неизбежно»

(Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие по Матфею. Беседа 11).

Очевидно, что это «конечное крещение» или «крещение огнем» имеет не спасительный или очистительный характер, а характер наказания ("крещение" буквально означает "погружение" - "βάπτισμα"). Так и понимается это «конечное крещение»  святыми отцами:

«и последнее (крещение) — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно», - пишет прп. Иоанн Дамаскин (ТИПВ. Кн.4. Гл. 9);

«Той», – говорит он, – «вы крестит Духом Святым и огнем» (Лк.3:16), т. е. – огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию ... «и пшеницу», т. е. – плодотворных в праведности, «соберет в житницу Свою», т. е. – в небесные обители; «плевелы же», т. е. – неключимых в подвигах добродетели, «сожжет огнем неугасимым» (Мф.3:12). Если же – неугасимый огонь, и материал для сожжения не истощим, то этим он представляет вечность наказания», - раскрывает смысл "крещения огнем" св. Григорий Палама (Омилии, 61. 8).

Вместе с тем,  апологеты "спасения из огня" ссылаются на слова апостола Павла:

"А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор. 3:15).

Одни спасутся, замечают сторонники "крещения огнем", перетолковывая апостола Павла, «со славою, честью, наградой, другой спасется, но как из огня», возможно не без некоторых проблем, но спасется.

Как уже отмечалось, большую опасность представляет перетолковывание богодухновенного слова в ином от данного Богом смысле, - вспомним, как перетолковалось слово Божие еще в Раю: "Не бойтесь, не умрете, но будете, как боги".
Но, может быть, действительно возможно спасение «из огня»? Обратимся к Преданию Церкви  и святоотеческой экзегезе по этому вопросу:

Святитель Иоанн Златоуст совершенно не допускает мысли о "спасении из огня" в сотериологическом смысле:

"Сам спасется, но так, как бы из огня": вот и другое. Эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасется, а прибавил: "как бы из огня". Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто. Не удивляйся и тому, что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по хорошему, говоря: "пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих словах: "грех царствовал" (Рим.5:21); между тем слово царствование скорее хорошо звучит. Так и здесь, сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа девятая на 1 Кор.3:12-15. Мучение грешников не имеет конца.)

Об этом же пишет и блаженный Феофилакт Болгарский:

«Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений» (Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на «Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня»)

Также раскрывает смысл апостольских слов святитель Марк Эфесский:

«Грешников же, приносящих с собою зло, охватив, как удобный материал для этого, огня, он немедленно зажжет, и "дело" их, то есть злое расположение или действование (энергию), сожжет и до конца уничтожит, и лишит их того, что они принесли с собою, то есть лишит их злого груза, однако самих их "спасет", то есть на веки будет сохранять и соблюдать, дабы они не подверглись уничтожению вместе со своим злом. … Ибо выражение, что грешник "спасается якоже огнем" означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится вместе со своими злыми делами и душевным злым устроением.... вечно пребывая в огне, наследуют спасение, которое хуже гибели, ибо это-то, собственно говоря, и обозначает выражение "спастись", дабы не случилось им уничтожительной силой огня и самим также полностью быть уничтоженными» (Свт. Марк Эфесский. Опровержение латинских глав)

В русской богословской традиции, видим очевидное следование указанному толкованию:


"Что же будет тем, которого домик сгорит?! – Он спасется, такожде якоже огнем. Место это темно и подало повод к разным толкованиям. Слово: спасется означает, что он останется цел: домик его сгорит, а он не сгорит, не уничтожится. Что же будет с ним? Слова: такожде якоже огнем – указывают на сравнение. Возьмем это сравнение, и получим: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме. Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти не опаленный, другие – в разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет и с теми, коих на огне суда домики погорят" (свт. Феофан Затворник. толкование на 1Кор 14-15. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет; а егоже дело сгорит, отщетится; сам же спасется, такожде якоже огнем)


Святоотеческое учение по этому вопросу обобщает А. Лопухин в известной редакции Толковой Библии:

«Впрочем сам спасется. По толкованию И. Златоуста и других древних церковных толкователей, вместо спасется нужно читать: сохранится или удержится (именно - в аду, чтобы испытывать постоянно мучения) ... Пастырь или проповедник, (строящий здание Церкви на едином для всех Церквей основании - Христе, но употребляющий для этой постройки негодные материалы, не будет на последнем суде осужден Христом, но за то ему предстоит самому видеть, как негодны те средства, какими он пользовался для построения Церкви.) Он увидит, что его духовные чада не в состоянии выдержать последнего испытания на Суде Христовом, и его совесть скажет ему, что это именно Он виновник их погибели. Огонь, так оказать, пройдет тогда по костям его... Какими глазами он взглянет на нелицеприятного Судью?»


Апостол Павел, что очевидно из святоотеческой экзегезы,  в Послании к Коринфянам говорит о "спасении" не в сотериологическом, а в экзистенциальном смысле, как о неуничтожимости грешника, но о его пребывании (крещении) в огне вечно.
Крещение, таким образом, согласно Священному Преданию, действенно и спасительно как Таинство Церкви. "Крещение огнем" - воздаваемое в эсхатологической перспективе грешникам, согласно слову Откровения, - не спасительно и вечно.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
john_petrov
May. 25th, 2012 05:35 am (UTC)
Опасная тема.

Во-первых, соблазн считать себя гарантированно спасённым (если соседи точно не спасутся) возрастает. Эмоционально: они-то точно не, а я не такой.

Во-вторых, зачем свт. Григорию Богослову вводить лишнюю сущность: "крещение огнем"? У него "может быть", значит эта сущность в каком-то из смыслов отлична от вечных мук в геенне. И поэтому, если он будет пребывает "спасённым" в огне, стало быть, в огне возможно существование, как-то отличное от геенны.

Ну и третье. Резко возрастает мистическая составляющая таинства Крещения и ответственность формального обряда ей соответствующего. "Ага, он не так крестился, как я: я - трехкратным полным погружением, а он однократным неполным. Ну, и вечно гореть ему спасенным в исправленном крещении - огнём". А мы пойдём и инквизицию усилим.
viktorpetrov
May. 25th, 2012 01:53 pm (UTC)
По-моему, соблазн ровно обратный: если уж эти, даже некрещеные, и ведущие такую жизнь, могут спастись, то я, крещеный и старающийся следовать заповедям, спасусь точно.
john_petrov
May. 25th, 2012 02:12 pm (UTC)
Это на поверхности. Современный человек давно и глубоко уже в этом соблазне. Почти всякому мнится, что покаяться успеет. Конечно, тезис, что спасутся все, кто захочет и, главное, так, как захочет, развращающий и соблазнительный, но, ведь, это никто и не утверждает.

А тут соблазн для укорененных, опасность со стороны фарисейского отношения к вере.
blagolyub
Aug. 13th, 2012 08:04 am (UTC)
Незнание не освобождает от ответственности
Откровение, хранимое и передаваемое Церковью из поколения в поколение дано, что бы избежать духовной опасности и смерти: "Бог дал оное для всех человеков, как всем нужное и спасительное" (Кат.12).

Напротив, уклонения в сторону от Предания, "на пути обманчивые" более чем опасно, и "привело к растленному житию, породило ереси и небесное сделало земным»" (Преподобный Иосиф Волоцкий, «Просветитель», сл. 8),
следующие несоблюдению вероучения "уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать: сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из Святого Писания для оправдания своего заблуждения" (схиигумен Иоанн (Алексеев) Письма Валаамского старца. 52, М., 1997),
почему апостол предупреждает: "Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2Сол.2,15).

Безусловно, положения веры, связанные с вопросами эсхатологии или учением о Таинствах имеют существенное значение в Предании Церкви и жизни верующих, требуют внимательного отношения. Так например, вопросы о Крещении ребенка или великовозрастного человека, участия в литургической жизни Церкви, отношения к смерти итд., имеют различное решение в различных мировоззренческих ориентациях.

Сохранение Предания в полноте не означает автоматического спасения, напротив освещает всю сложность следования по этому пути, это составляет не опасность, а необходимую помощь на пути ко спасению.
Напротив, незнание или искажение этих, как казалось бы неприятных и "опасных тем", действительно представляет серьезную опасность, задавая ложные ориентиры.

Подобные вопросы ставились и в древности, поэтому св. Отцы и учители Церкви дают на него определенно однозначный ответ:

«Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк.9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: "укажи", говорит, "народу Моему" (Ис.58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа девятая на 1 Кор.3:12-15).
livejournal
May. 25th, 2012 10:34 am (UTC)
Спасительно ли крещение в аду (крещение огнем)?
Пользователь pavlova_dosh сослался на вашу запись в «Спасительно ли крещение в аду (крещение огнем)?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Спасительно ли крещение в аду (крещение огнем)? [...]
livejournal
May. 25th, 2012 12:46 pm (UTC)
Спасительно ли крещение в аду (крещение огнем)?
Пользователь witalie сослался на вашу запись в «Спасительно ли крещение в аду (крещение огнем)?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Спасительно ли крещение в аду (крещение огнем)? [...]
ppetrovichh
May. 26th, 2012 12:25 pm (UTC)
Спасибо за поучительные исследования, а то рассуждения А.И.Осипова ввели в некоторое недоумение.
Но надо ли за подобные рассуждения жечь книги Автора? это тоже как-то смущает.
blagolyub
May. 26th, 2012 01:11 pm (UTC)
как-то смущает
Вроде бы об Авторе и сжигании книг никаких исследований здесь не приводилось ...
atodistaja
Jun. 16th, 2012 12:04 pm (UTC)
"""Но надо ли за подобные рассуждения жечь книги автора?"""

книги Осипова сжигают не из-за его "рассуждений", а из-за им утвержденного целостного еретического учения (которое он выдает за Православие).

но его учение к Православию имеет такое же отношение, как и учение какой-нибудь протестантской секты (неизвестно ещё, чье учение дальше отстоит).

это касается не только его эсхатологических и посмертных "рассуждений". у Осипова, повторюсь, целостное учение, которое в корне, в самых основах противоречит Православному Христианству.

подробнее можете узнать на сайте:
uchenie-osipova.ru
ppetrovichh
Jun. 16th, 2012 03:36 pm (UTC)
Спасибо, посмотрю обязательно.

Однако я про символику самого этого жеста.
Или в Православии запрещена дискуссия, чтобы выявить искуснейших, по словам Апостола? зачем обязательно жечь, можно было и не издавать. Сколько лишней возни и пищи для врага.

Заодно вопрос: когда я молюсь, обращаясь к Господу, "отступившия от Православныя Веры и погибельными ересьми ослепленныя светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей и Соборней Церкви причти" - кого мне позволительно иметь в виду, а кого - преступно? чтобы это не противоречило словам Спасителя о врагах.
atodistaja
Jun. 17th, 2012 02:55 pm (UTC)
"""Или в Православии запрещена дискуссия, чтобы выявить искуснейших, по словам Апостола?""""

дискуссия в Православии не запрещена.
однако, стоит заметить:

1) о какой вообще дискуссии может идти речь? проф.Осипов, принципиально, нового ничего не говорит. он, по-сути, повторяет древние(и не очень) осужденные Соборно ереси. его учение в тех или иных аспектах, совпадает(полностью или частично) с учением таких еретиков, как Маркион, Ориген, Пелагий, Феодор Мопсуестийский, Несторий, Лютер и т.д.. Церковь давным давно ответила на "сложные", для Осипова, вопросы. за,почти, 2000 лет Церковь достаточно разъяснила все те темы, о которых "рассуждает" профессор. о чем можно дискутировать, когда Церковь все уже решила?

2) Осипову уже, как минимум, 15 лет православные Христиане (начиная с его студентов и заканчивая докторами и кандидатами богословия), говорят о том, что он учит неверно. о критике в свой адрес он прекрасно осведомлен.
и, насколько я знаю, были даже всякие собрания по этому поводу... но...

3) с православными Христианами Осипов, почему-то, публично не дискутирует. на едине возможно, публично - нет.

4) слов о необходимости разномыслей(ересей), об оправдании разномыслей "для выявления искуснейших" у Апостола Павла нет. есть слова, в которых он, пророчески, говорит о предстоящих разномыслиях, также как и Христос говорил о том, что надлежит быть соблазнам(но при этом "горе тому, через кого они приходят"). Апостол объясняет это попущением Божием, Который обращает нехорошее (разногласия) к добру (выявление, для всей Церкви, добродетельных сынов Божиих). т.е. искуснейшие есть и без ересей, и без греховных разногласий, но при разногласиях выявляются, открываются Православные и еретики. а это хорошо, ибо происходит отделение зерен от плевел.

примерно так понимали слова Апостола Павла Отцы Церкви. рекомендую прочесть толкование свт.Иоанна Златоуста: http://alyulka.livejournal.com/638244.html


"""зачем обязательно жечь, можно было и не издавать.""""

жечь нужно потому, что УЖЕ издали.
а вы, всерьез, полагаете, что сжигали книги Осипова те же люди, кто и издавал?
это разные люди делают.


"""Однако я про символику самого этого жеста."""

нормальная "символика". сжигать душепагубные книги - обычная практика в Церкви: "из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми... С такою силою возрастало и возмогало слово Господне"(Деян.19:19-20)

та же участь была и у книг древних еретиков.


"""кого мне позволительно иметь в виду, а кого - преступно?"""

не знаю.
livejournal
Jun. 27th, 2012 03:56 pm (UTC)
"Посмертная жизнь души" (1-я часть).
Пользователь ortoaleks сослался на вашу запись в «"Посмертная жизнь души" (1-я часть).» в контексте: [...] iota;σμα), а характер наказания ( см. http://blagolub.livejournal.com/15463.html [...]
lastochkinainna
Jun. 30th, 2012 04:18 am (UTC)
Чего только человеки не придумают для того,чтобы и спастись,и пожить так,как хочется.Лукавые учения,про которые хорошо писал Апостол Павел,что будут выбирать себе учителей,потворствующих их страстям и порокам.Но что бы человек ни придумал,всё будет по Правде Божией.А она такова,что если не победишь страсти,просто не сможешь жить в Раю.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com