?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


(продолжение, третья часть  http://blagolub.livejournal.com/17350.html )

Совсем несообразным для православного мировоззрения и догматического сознания является утверждение автора о действительном спасении вне веры:

«Так что же? Спасаются одни православные, а из православных спасается только горстка праведников? ...Православие указывает истинный путь спасения. Прочие указывают свои пути. Но какие? Приблизительно так: чтобы из Москвы попасть в Петербург, можно лететь через Нью-Йорк или через Австралию, или плыть через Тихий океан, да еще в одиночной лодке. Можно такими путями и такими средствами передвижения добраться до Петербурга? Можно, в общем-то, но очень трудно и опасно, и долго» (с.91).



В книге приводится характерная иллюстрация нетрадиционной для Православия мысли спасения вне веры, на примере возможного спасения без парашютов падающих летчиков:

"летчик падал без парашюта и  оставался не только жив, но даже невредим" (с.91),

– задает оптимистичную ноту автор, развивая далее идею возможного спасения на различных религиозных путях:

"Православие указывает истинный путь спасения. Прочие указывают свои пути" (с.91).

Предупреждая возможное несогласие, публицист еще в начале главы подкрепляет последующий пассаж авторитетными именами святых:

«Вместе с Исааком Сириным досталось бы и св. Иустину Философу, и святителям Григорию Чудотворцу и Григорию Нисскому, и Григорию Богослову, и преподобным Иоанну Дамаскину и Максиму Исповеднику, и еще многим – так крепко досталось бы, что и из "еретиков" не выбраться...» (с.90),

– замечает автор, давая понять,что названные Отцы разделяют рассматриваемые здесь взгляды современного богослова. Поскольку учение названных Отцов выше уже рассматривалось (см. http://blagolub.livejournal.com/17122.html ), хотелось бы обратить внимание на сопутствующую в тексте аргументацию. В качестве обоснования высказанного мнения, автор книги предлагает известный довод теософов:

«Вы знаете, что сейчас на земном шаре уже свыше 6 миллиардов людей, православных же - около 170 миллионов, все прочие или неправославные, или вообще не христиане. Можно ли утверждать, что все эти миллиарды погибнут?» (с.93).


Если подобный аргумент (численности и большинства) закономерен у последователей Блаватской или Рерихов, или, отчасти объясним в устах неофита, то безмерно странно слышать его от православного теолога, и, как указано в аннотации книги - «лучшего богослова» (с.2).

"Кто не осмеливается, дать основательный ответ на предложенный вопрос и не может предоставить доказательства, и поэтому прибегает к большинству, тот сознается в своем поражении, как не имеющий никакой опоры для смелой речи" (свт. Василий Великий), - говорит св. Василий Великий.

В Св. Писании многократно свидетельствуется о спасении немногих и гибели большинства:

«Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис.10:22)

«мнóзи ýбо сотворéни сýть, не мнóзи же спасýт­ся» (3Езд.8:3);

«я́коже бо земледѣ́лецъ сѣ́етъ на земли́ сѣ́мена мнóга и саждéнiя мнóже­с­т­во сади́тъ, но не во врéмя вся́, я́же сѣ́яна сýть, спасýт­ся, но ни вся́, я́же саженá сýть, вкореня́т­ся: тáко и и́же въ вѣ́цѣ насѣ́яни сýть, не вси́ спасýт­ся» (3Езд.8:41).

«хотя́ Бóгъ показáти гнѣ́въ свóй и яви́ти си́лу свою́, пренесé во мнóзѣ долготерпѣ́нiи сосýды гнѣ́ва совершéны въ поги́бель...Исáiа же вопiéтъ о Изрáили: áще бýдетъ числó сынóвъ Изрáилевыхъ я́ко песóкъ морскíй, остáнокъ спасéт­ся» (Рим.9: 22,27)
.

Писанию чуждо утверждение значимости большинства, так говорится о спасении лишь восьми душ во дни Ноя: «во дни́ Нóевы, дѣ́лаему ковчéгу, въ нéмже мáло, си́рѣчь óсмь дýшъ, спасóшася от­ воды́» (1Пет.3:20), (Быт.7);

Лота из всех жителей целого города: «Я́коже Cодóма и Гомóрра и окрéстнiи и́хъ грáды, подóбнымъ и́мъ о́бразомъ преблуди́в­ше и ходи́в­ше вслѣ́дъ плóти ины́я, предлежáтъ въ показáнiе, огня́ вѣ́чнаго сýдъ подъе́мше» (Иуд.7), (Быт.19:29).

Господь спасаемых называет – «малым стадом» (Лк.12:32); указывает на тесность врат вводящих в Царство и широкий путь гибели многих, – «Вни́дите ýзкими враты́: я́ко прострáн­ная вратá и ширóкiй пýть вводя́й въ пáгубу, и мнóзи сýть входя́щiи и́мъ» (Мф.7:13).

Удостоверением немногочисленности избранных является свидетельство воплощенной Истины: «Мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáн­ныхъ» (Мф.20:16), – и новозаветным императивом избранничества является рождение свыше: «áще ктó не роди́т­ся водóю и Дýхомъ, не мóжетъ вни́ти во цáр­ст­вiе Бóжiе» (Ин. 3,5), (безусловно, при этом, рождение свыше не отнимает необходимости для наследия Царства: развития добродетели, стяжания Духа, стремления к обожению).

Доводы численности и большинства по рассмотрении отвергались святыми Отцами:

«Посему многие увлекаются в погибель по гладкому и широкому пути, и не многие входят в Царствие, потому что не выносят неудобств и трудностей добродетельной жизни. Ибо порок уловляет легкостью удовольствия, а добродетель строгостью предписаний и трудами делает горькой жизнь подвижников. За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16, 4)»  (Свт. Василий Великий Толкование на книгу пророка Исаии Толкование на восьмую главу Часть 1).

Святитель Иоанн Златоуст: «Ты видишь, что и, по словам Исаии не все будут спасены, но лишь достойные спасения? Я не боюсь множества, говорит (Бог), и Меня не устрашает род, так размножившийся, но Я спасаю только тех, которые оказываются того достойными... Итак, почему же вы волнуетесь, ссылаясь на то, будто обетование нарушено, когда все пророки объявляют, что не все спасаются?Потом он говорит и об образе спасения.Замечаешь ли точность пророка и благоразумие апостола, который приводит свидетельство наиболее подходящее? Оно не только показывает, что  спасутся  не все, а некоторые, но и добавляет, как  спасутся», «Но не должно смотреть на многих, и от того смущаться; а должно ревновать немногим и, всячески укрепляя самих себя, таким образом идти тем путем. Кроме того, что путь этот тесен, многие еще препятствуют идти по нему. Потому Христос и присоединил: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15)», «Справедливо поэтому сказал Господь, что   немногие  спасутся» (свт. Иоанн Златоуст).

"Разве мы не слышали слов Господа: "Мнози звани, мало же избранных" (Мф. XX, 16), и еще: "Узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его" (Мф. VII, 14). Кто же из здравомыслящих не желает быть лучше в числе немногих, тесным путем достигших спасения, нежели в числе многих, широким путем несущихся к погибели? Кто не пожелал бы, если бы ему случилось жить во время подвигов блаженного Стефана, быть лучше на стороне его одного, побиваемого камнями и бывшего предметом всеобщих насмешек, нежели на стороне многих, которые, по несправедливому самовластию, считали дело свое правым? Один благоугождающий Богу достойней уважения, нежели тысячи самовольно превозносящихся. Так и в Ветхом Завете мы находим: когда тысячи народа падали от ниспосланного Богом наказания, один "Финеес ста, и умилостиви и преста сечь" (Числ. XXV, 7). А если бы он сказал: как я осмелюсь пойти против того, что согласно делается столь многими... Итак, прекрасно, прекрасно и одному быть по правде дерзновенным и разрушить неправое согласие многих. Ты предпочитай, если угодно, спасающемуся Ною утопающее большинство, а мне позволь с немногими войти в ковчег. Также присоединяйся, если угодно, к числу многих в Содоме, а я пойду вместе с Лотом, хотя он один спасительно отделяется от толпы. Впрочем, для меня почтенно и большинство, не избегающее исследования, но представляющее доказательства, не отмщающее тяжко, но поступающее отечески, не радующееся нововведению, но соблюдающее отеческое наследие. О каком же большинстве ты мне говоришь? О том ли, которое подкуплено лестью и дарами, обманывается по невежеству и неопытности, предано страху и трепету, предпочитает временное греховное наслаждение вечной жизни? Это многие выразили явно. Не ложь ли ты поддерживаешь большинством? Этим ты показал чрезмерность зла. Ибо чем большее число людей находится во зле, тем большее несчастие» (Прп. Феодор Студит. Творения, 1908, т. II, стр. 302-303, «К Афанасию сыну»).


«Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога» (блж. Феофилакт Болгарский)


«Настанет некогда время, - изрек св. Антоний Великий, -  и  человеки вознегодуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: "Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам"» (Отечник, 41).

Свт. Игнатий Брянчанинов делает важное примечание к этим словам прп. Антония:

«Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками, орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются? Возражение - не имеющее никакого значения. Всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира путь этот до крайности опустеет».

Прп. Амвросий Оптинский, рассматривая вопрос значения аргумента количественного соотношения, замечает:

«мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Святом Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12: 32). Есть и пример в Святом Писании не в пользу множества. По смерти Соломона при сыне его разделилось царство Израильское, и Святое Писание десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему, не отпадшими» (Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их).


Как это видно из приведенных свидетельств, мысль о спасении немногих, - является соответствующим положением Предания, напротив, мысль спасения всех или большинства, - чуждой и некомплементарной для Писания и Предания Церкви. Предложенный автором брошюры аргумент несостоятелен.

Кроме того, рассудочное стремление не принимать на веру, а рационализировать область сохраняемой тайны, всегда сдерживалось в рамках Предания, т.к. для разума на пути в поисках истины и ее постижения «подвергать исследованию судьбы Божии, — душевредно», тем более, недопустимо по человеческому рассудку решать эсхатологические вопросы в духе толерантного гуманизма:

«ты́ ýбо ктомý не бýди любо­пы́тливъ, кáко нечести́вiи мýчитися бýдутъ, но испытýй, кáко прáведнiи спасýт­ся, и и́хже вѣ́къ, и рáди котóрыхъ вѣ́къ, и когдá... не при­­лагáй ýбо испы́товати о мнóже­ст­вѣ погибáющихъ» (3Езд.8:13,55).

«приучайтесь не изыскивать только разрешение вопросов, но и не задавать их, потому что никогда не будет конца нашим вопросам. Вот, если я разрешу этот, то подам повод к бесчисленному множеству других вопросов. Научимся же лучше достигать этого (чтобы не задавать вопросов), нежели искать разрешения их. Если и разрешим, то разрешим не совер­шенно, а по человеческому разумению. Самое лучшее разреше­ние таких вопросов есть вера, т.е. убеждение, что Бог устраи­вает все праведно, человеколюбиво и на пользу, и что причины этого постигнуть невозможно. Вот единственное разрешение, и другого лучше этого нет. В чем, скажи мне, состоит дело разрешения? Конечно, в том, чтобы не искать больше того, что разрешено» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 23 на Деяния);

«Он (Бог) снимает покрывало с очей души его и показывает ему, чего хочет Сам, и что полезно для него; о прочем же внушает ему не исследовать, не совопросничать и не любопытствовать» (св. Симеон Новый Богослов. Слово 65).

«"Недоумеваю, - говорит, - как согласить можно вечные муки с благостию Божиею, с беспредельным Божиим милосердием. Ведь страсть какие муки указываются! Огнь неугасающий, червь неусыпающий, тьма кромешная, скрежет зубов! Господи мой батюшка! - Как благоутробный Господь будет смотреть на такие истязания?! Господь нам заповедал прощать. Сам ли не простит? Он молился на Кресте за согрешивших против Него страшнейшим согрешением, - таким, больше которого нет уже и быть не может. Неужели нельзя Ему простить и в будущей жизни?"
Что же скажем мы такому недоумению?! Ты стоишь за благость и милосердие Божие. Но речь твоя имела бы смысл, если бы вечность мук определили люди, - безжалостные и неумолимые ригористы. Тогда резонно было бы возразить им: ваше положение не может быть принято, потому что оно противно благости Божией. Но когда такое определение постановил Сам Господь, - всеблагий и всемилостивый, то уместно ли как бы в лицо говорить Ему: быть не может, это противно Твоей благости? - как будто бы Он говорил неизвестно что? Разве Он переставал быть благим, когда изрек сие? - Конечно, нет. А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение совершенно согласно с Его благостию. Ибо Бог никогда ничего не делает и не говорит, что было бы противно Его свойствам.
Для детской веры этого объяснения совершенно достаточно. И я на нем покоюсь более, нежели на каких-либо других разъяснениях, - что и вам советую
» (свт. Феофан Затворник Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни епископа Феофана. М., 1892. С. 3-23)

продолжение далее, 5-я часть http://blagolub.livejournal.com/17693.html


Comments

( 20 comments — Leave a comment )
semjon
Jul. 2nd, 2012 03:16 pm (UTC)
Да, Осипов чувствуется в каждом слове.
Только в лекциях он говорит несколько другое, но видно, это будет в последней опубликованной части.
Если там будет аргумент, что "вечность" - это не "бесконечность", то вопрос, который меня волнует: получается, и райские обители будут не бесконечными, и всё когда-либо обратится в ничто независимо от "местоположения" души.
ort7000
Jul. 2nd, 2012 03:17 pm (UTC)
Ну, да. А потом будет циклическое повторение - классическое язычество!
oziko
Jul. 3rd, 2012 04:35 am (UTC)
"а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Мф. 18
У меня есть эта книга, но я не смогла её дочитать. Нельзя исправлять и домысливать Евангелие.
tyhomir
Jul. 3rd, 2012 08:52 am (UTC)
А вот действительно, какой смысл Человеколюбцу Богу создавать бессчетное количество душ человеческих, заведомо обрекая их на муки вечные? Я уж не говорю о еретиках-христианах. Но, например – язычники, иноверцы, люди, просто рожденные и живущие (жившие) в другой культурной среде, эпохе, дохристианской, не в православной, которые и не слышали о Христе.
Может быть все же не всё так однозначно – ад или рай? Я хочу сказать, что понятие "ад" возможно неоднозначно. Так же, как неоднозначно, например, понятие "рай", Царство Небесное" ("в доме Моего Отца обителей много").
blagolyub
Aug. 13th, 2012 10:32 am (UTC)
Спаси Христос!
В общем-то, цель заметки иная, -- обратить внимание на качество издаваемой литературы по столь важной теме.

Не могу сказать, почерпнете ли для ответа на вопрос что-либо из данного жж (в последующих частях эта тема затрагивается), но могу рекомендовать ряд трудов по этой теме:
экзегетических - прежде всего св. Иоанн Златоуст (на соответствующие стихи Писания), "Слово на исход души" св.Кирилла Александрийского, "Точное изложение" прп. Иоанна Дамаскина (особенно 4.21), "Слово о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова, "Душа после смерти" свт. Иоанна (Максимовича) с аналогичным трудом иером. Серафима Роуза, избранные труды свт Феофана Затворника http://svt-feofan.livejournal.com/ , и тд. (недавно, как раз, издательством миссионерского об-ва прп. Серапиона Кожеозерского выпущена книга о. Г.Максимова "Вне Церкви нет спасения").

Тема соотношения понятий Рая и Царства (см. у св. Иоанна Златоуста), или различия степеней блаженства праведников -- вполне определенно раскрывается в Предании Церкви: "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды раз­нит­ся в славе. Так и при воскресе­нии мертвых" (1Кор.15:41-42).
Также и о различиях наказания Предание говорит вполне определенно: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше" (Лк.12:47-48).

Святые Отцы отвечали на другие, не столь очевидные вопросы. На вопрос о причине создания Богом избравших путь греха и соответственно этому вечной погибели, преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении веры» отвечает:

«Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак, если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение - к тому, что непременно будет. Но сперва - бытие (вообще), а потом уже - бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: добрее было бы человеку тому, аще не бы родился (Марк 14:21), то Он говорил это, порицая не свое собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости. Ибо нерадивость ее собственной воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца. Так, если кто-нибудь, кому вверены царем богатство и власть, употребит их против своего благодетеля, то царь, усмирив его, достойно накажет, если увидит, что он до конца остается верен своим властолюбивым замыслам» (прп. Иоанн Дамаскин. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются? // ТИПВ).

В святоотеческом Предании затрагивается вопрос о родившихся в до-христианской эпохе (см. http://blagolub.livejournal.com/10243.html ), о лишенных (в силу смерти) Крещения детях (см. св. Григорий Богослов. Сл.40) и тд.

Но, можно сказать, что некоторые вещи не раскрыты в Предании ясно, по апостолу, усматриваются "сквозь мутное стекло", т.к. несущественны или даны в необходимой для спасения степени, что, разумеется, не дает основания для искажения вероучения или домысливания по-своему, вне Предания (вспомните, как Господь предупредил взыскующего праведника: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божий, потому что это — душевредно»).

При этом, Св. Предание доносит до нас: "вне Церкви нет спасения", и, даже упоминая о судьбе некрещенных детей, св. Григорий Богослов говорит о их пребывании вне Царства ("не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы" Слово 40).


Edited at 2012-08-13 06:18 pm (UTC)
tyhomir
Aug. 13th, 2012 02:55 pm (UTC)
Re: Спаси Христос!
А вот, если Вам интересно, мнение по поводу спасения вне Церкви известного сербского старца Фаддея Витовницкого (из книги "Мир и радость о Духе Святом"):
"Вопрос старцу: - Может ли человек спастись вне Церкви?
Ответ: - Без Церкви Небесной не может, но вне земной Церкви (как института) может. Но всё-таки быть членами православной Церкви - наш долг, ибо Господь создал нас принадлежащими к определенному народу, к христианской вере.
Вопрос: - Спасутся ли нехристиане, те, которые чистые сердцем, даже, если они не знают о Христе?
Ответ: - Спасен будет каждый, кто был праведным и милосердным, кто имел чистое сердце. Об этом сказано еще в книге Товита, об этом говорил Св.Иоанн Златоуст. Небесная Церковь – одна для всех, поэтому спасение открыто для всех праведных и милосердных".

Как Вам такое мнение?
blagolyub
Aug. 13th, 2012 04:31 pm (UTC)
Re: Спаси Христос!
Видите, в этом мнении приводятся ссылки на Библию, на св. Иоанна Златоуста, в этом смысле источником и для сербского старца, и для нас является Предание Церкви.

Св.Предание хранимое Церковью, запечатленное в Писании и раскрытое в учении Отцов и Учителей Вселенской Церкви достаточно недвусмысленно говорит по этому вопросу.
Так об этом свидетельствуется в Писании (сразу стоит заметить, что для верного осмысления книг Ветхого Завета необходимо их раскрывать в новозаветной перспективе):
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) (эти слова имеют соответствующее святоотеческое толкование).

Упомянутый в ссылке св. Иоанн Златоуст, также определенно говорит об этом: "Язычник, незна­ющий Бога, должен плакать, потому что он, как только умрет, прямо идет на казнь. Должен сокрушаться и иудей, который, не веруя во Христа, обрек свою душу на погибель. Достойны сожаления также и наши оглашенные, если они, или по своему неверию, или по нерадению ближних, скончаются без спаси­тельного крещения" (Об утешении при смерти. Слово 2-е).

Так же говорят другие Отцы, в т.ч. более близкие к нам по времени:

"Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелишем! редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине и именем и самым делом. Вопрос, предложенный вами, теперь прелагается сряду. "Отчего не спастись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и так называемым еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! это противно даже здравому разуму человеческому! - А еретики - те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это - безумно, и крайне гордо!"
Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах... Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшия добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела!
Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех Богахульства"
(свт. Игнатий Брянчанинов. Письма. 203 (297, 28) О невозможности спасения иноверцев и еретиков. см. http://xpbc.ru/biblioteka/ignatiy/pisma/203.html ).

Выражают озабоченность современной тенденцией гуманизации богословия и сербские подвижники, не только старцы, но и причисленные к лику святых преподобные отцы:

"Современный диалог любви.. неестественен и фальшив. Отсюда и заповедь Христоносного апостола: Любовь да будет непритворна (Рим.12,9)…Здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом, экуменизмом и прочими сектами, имя которым легион. Философии «по человеку» ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим.16,18)... Посему надо денно и нощно бодрственно стоять на страже, чтобы эта ложь не проникла ни в тебя, ни в меня и не повергла нас – нашу мысль и наш ум – в царство лжи, в ад" (прп. Иустин Попович).

В отношении приводимых современных мнений необходим критерий их соответствия Преданию Церкви (в силу возможных: не достоверности свидетельства; не адекватности перевода; возможных ошибок, итп. ).
tyhomir
Aug. 14th, 2012 07:46 am (UTC)
Наверное, Вы правы: там, скорее всего, действительно, имеет место какая-то ошибка. Тем более, в другом месте читал о его словах, что спасение - лишь в Православии. Но эти слова в его книге меня очень удивили.
А ведь сам старец - необыкновенный, и свят несомненно. Стоит лишь посмотреть его видеоинтервью, почитать книги. Во всем - истинная православная святость - ангельская чистота, смирение, кротость, Любовь. Даже не ожидал встретить такого старца в современной Сербии. Правда, он не просто сербский монах, а выученик русских Валаамских и Оптинских монахов, бежавших от большевиков. Его духовным наставником был схиарх.Амвросий Оптинский, духовное чадо прп.Амвросия Оптинского. Так что закалку он получил неслабую.
blagolyub
Aug. 14th, 2012 12:46 pm (UTC)
проблема не только в трудностях перевода
Совершенно с Вами согласен, хотя проблема может быть не только в трудностях перевода или пристрастии издателя (см. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=277 )

Если говорить о духовном приемстве, то, прежде всего, надо выделить вероучительную основу -- фундамент этики, аскетики, литургики, каноники, экзегетики итп.
И если говорить, в данном случае, о духовном восприемстве от прп. Амвросия Оптинского, то надо отметить, это совершенно традиционное вероучение православного Предания. В этом нетрудно убедиться.

Например, отношение прп. Амвросия к затронутому здесь вопросу достаточно показательно. Проблема тенденциозных нападок на веру, стремления либерализировать учение веры, издания множества книг сомнительного содержания -- отражена в наследии Оптинского старца, который, как и другие подвижники этого времени (свт. Феофан, св. Иоанн Кронштадтский), выступает поборником чистоты веры. Так, он пишет:

"И хотя такие книги вообще... издаются под заманчивыми названиями, в уютных формах, с такою типографическою опрятностию, что как бы невольно завлекают любопытство читателей, то конечно и в нашем отечестве, куда сии сочинения проникают темными путями, найдется не мало таких, которые, имея поверхностное понятие о предметах христианского учения, не могут не увлечься мыслями противными истине»
(прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви)..



Подчеркивая пагубность пребывания вне Православия, прп. Амвросий говорит о неспасительности иноверия, освещая в т.ч. недоумение либерального плана о множественности погибающих:

"Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: "не бойся , малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство" (Лк. 12, 32). Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества. По смерти Соломона, при сыне его разделилось царство Израильское, и Св. Писание десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему, не отпадшими.

...Посему чуждые духа истины как назовутся Новым Израилем? или как будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то и другое не может совершаться без благодати Св. Духа.

Еще вопрос: если же, как сказано, кроме Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так сомнительно спасение других вероисповеданий: то почему же в России не проповедуется открыто истина сия?

На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности: начальники учебных заведений по большей части иноверцы; начальники губерний и уездных городов часто бывают иноверцы: полковые и батальонные командиры - нередко иноверцы.

Где ни начни духовное лицо открыто проповедывать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся.
От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво.


А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий".
(прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви).


Edited at 2012-08-26 02:10 pm (UTC)
alexey_fed
Jul. 3rd, 2012 02:20 pm (UTC)
Давно хочу поблагодарить Вас за здравые тексты.
Жаль, что приходится тратить время и силы, чтобы повторять очевидные вещи, которые были уже сказаны бесчисленное число раз.
Но это и есть основа любой ереси, высасывать из пальца то, что хочется, а не искать ответ, как же все на самом дела.

А пример с парашютом в самую точку. Давно сам хочу так написать. Действительно, спасаться вне православия - это то же самое, что прыгнуть без парашюта и надеяться, что останешься жив.
blagolyub
Jul. 20th, 2012 03:29 pm (UTC)
Спаси Христос!
Спасибо на добром слове. Действительно, сегодня не предлагается, а навязывается идея множественности религиозных путей: от неогностицизма до йоги, на которых уподобляются падающему без парашюта, или, по слову св. Лествичника, пытающемуся переплыть океан в одеждах.
petrooq
Jul. 13th, 2012 04:17 am (UTC)
http://www.patriarchia.ru/db/text/2337123.html

'А.И. Осипов развивает не еретическое, а частное богословское мнение о всеобщем спасении святителя Григория Нисского. Его учение не было анафематствовано, хотя и не было принято и Восточными, и Западной Православными Церквями'
о как:-)
livejournal
Aug. 16th, 2012 03:08 am (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь brusilovsky сослался на вашу запись в «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
livejournal
Aug. 16th, 2012 05:52 am (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь natalia_sid сослался на вашу запись в «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
livejournal
Aug. 16th, 2012 06:22 am (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь oziko сослался на вашу запись в «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
livejournal
Sep. 4th, 2012 10:39 am (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь ortoaleks сослался на вашу запись в «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
livejournal
Sep. 4th, 2012 12:35 pm (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь mg1982gr сослался на вашу запись в «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
livejournal
Sep. 7th, 2012 01:35 am (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь evgeniy1969 сослался на вашу запись в «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
livejournal
Nov. 27th, 2012 02:52 pm (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь mg1982gr сослался на вашу запись в записи «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
livejournal
Jan. 23rd, 2013 06:42 am (UTC)
"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).
Пользователь am_kalinin сослался на вашу запись в записи «"Посмертная жизнь души" (Заметки читателя).» в контексте: [...] "Посмертная жизнь души" (4-я часть)   http://blagolub.livejournal.com/17531.html [...]
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com